Признаки, позволяющие заподозрить физическое насилие Телесные повреждения, полученные детьми результате физического насилия, далеко не во всех случаях имеют, очевидно, насильственный харак¬тер. В таких ситуациях при принятии решения о передаче информации в органы внутренних дел медицинским работникам следует ориентироваться на другие признаки, позволяющие заподозрить физическое насилие:
• неоднократность обращения за медицинской помощью в связи с получением ребенком телесных повреждений (значимость этого при¬знака ограничивается тем, что родители могут обращаться в разные медицинские учреждения);
• несоответствие характера повреждений рассказу родителей об обсто¬ятельствах получения травмы, например, двухлетний ребенок вряд ли может сломать ногу, упав с дерева, поскольку не способен на него забраться, наличие множественных повреждений противоречит объ¬яснению их однократным падением;
• характер повреждений, свидетельствующий о жестоком обращении, так нельзя объяснить естественными причинами наличие синяков грудного ребенка или специфических ожогов, возникающих от сига¬рет, у детей более старшего возраста;
• выявление у ребенка признаков других форм жестокого обращения, например, сексуального насилия или пренебрежения его основными потребностями;
• трудная жизненная ситуация, в которой находится семья (хрониче¬ский конфликт между родителями, агрессивное поведение одного из родителей, злоупотребление алкоголем одного из родителей или наличие у него психического расстройства);
• немотивированное промедление родителей с обращением за помо¬щью, особенно в тех случаях, когда тяжесть повреждений требовала экстренного медицинского вмешательства (например, кровотечение, остановленное с помощью жгута) или повреждения должны были вызывать у ребенка сильную боль (например, перелом или трещина в кости);
• неадекватное поведение родителей, стремление преуменьшить тяжесть повреждений, имеющихся у ребенка;
• наличие у ребенка особенностей поведения, которые могут провоци¬ровать агрессию со стороны родителей (постоянный плач по ночам у грудных детей, плохой аппетит у детей раненого возраста, назойли¬вость, приставание к взрослым у дошкольников, воровство или уходы из дома у подростков);
• особенности воспитания родителей (родители в детстве подвергались жестокому обращению или пренебрежению основными потребностя¬ми, родители воспитывались в интернатных учреждениях); -предъявление родителями к ребенку требований, которые не соот¬ветствуют его физическим или интеллектуальным возможностям либо уровню развития (нельзя требовать от двухлетнего ребенка понимания необходимости быстро поесть, потому что его мать опаз¬дывает на работу, капризы маленького ребенка не должны рассма¬триваться родителями как сознательное стремление досадить им); социальная изоляция семьи, отсутствие возможности получить помощь извне. Каждый из этих признаков, взятый по отдельности не является спец¬ифическим и не позволяет с достаточно высокой вероятностью предпо¬лагать насильственный характер полученной ребенком травмы. Однако сонокупность из нескольких признаков дает все основания заподозрить ическое насилие. Далеко не всегда имеется возможность осмотра ребенка для выявле¬ния у него телесных повреждений и оценки их характера. Значительно чаще заподозрить физическое насилие над ребенком позволяют имею¬щиеся у него особенности поведения. Характерные для физического насилия поведенческие нарушения зависят от возраста ребенка. Т.Я Сафонова (11) выделяет следующие психологические и поведенче¬ские нарушения, чаще всего возникающие у детей, подвергающихся физическому насилию. Дети младшего раннего возраста (до 3-х, лет):
• малоподвижность, слабя реакция на внешние стимулы (у грудных детей);
• боязнь родителей или взрослых;
• постоянная настороженность;
• плаксивость, капризность;
• печальный внешний вид, редкое проявление радости;
• агрессивность. Дети дошкольного возраста:
• пассивность, смирение с происходящим;
• чрезмерная уступчивость, заискивающее поведение;
• псевдовзрослое поведение;
• агрессивность;
• жестокость по отношению к животным;
• лживость и воровство.
Дети младшего школьного возраста:
• стремление скрыть причину имеющихся у них травм;
• нежелание возвращаться домой после школы;
• замкнутость, отсутствие друзей;
• плохая школьная успеваемость, затрудненная концентрация внима¬ния;
• агрессивность;
• воровство;
• уходы из дома. Подростки:
• бродяжничество;
• делинквентное поведение;
• употребление алкоголя или наркотиков;
• депрессия, суицидальные попытки. И.О. Зиновьева и Н.Ф. Михайлова описывают несколько дополни¬тельных поведенческих признаков, характерных для детей, подвергаю¬щихся физическому насилию (12):
• общее избегание физического контакта;
• необъяснимые изменения в поведении (прежде жизнерадостный ребенок теперь постоянно грустен, задумчив, замкнут);
• ношение одежды, неподходящей к погодным условиям (например, шерстяной свитер с высоким воротником, чтобы скрыть кровоподте¬ки на теле);
• отчаянные просьбы ребенка не сообщать родителям о его неудачах (двойки, прогулы, плохое поведение) в школе.